Никита Кузнецов (project4x4) wrote,
Никита Кузнецов
project4x4

Categories:

Гжатский трактЪ (День первый).

Пора уже рассказать о нашем двухдневном путешествии по Гжатскому тракту. 
Цель поездки: проехать по местам тяжелых боев, которые происходили на тракте осенью 41 и зимой (особенно зимой) 42 годов. 




В команду вошли все экипажи, с которыми мы, так или иначе, уже пересекались на разных выездах. В том числе к нам присоединился Илья на Isuzu Trooper, с которым мы путешествовали по Карелии и Кольскому полуострову во время экспедиции "Война за Полярным кругом" и по Калужской области во время нашего "Тарутинского маневра"

Описание тракта.

"В ноябре 1719 года Петр I издал Указ о строительстве на берегу небольшой речки Гжать пристани, необходимой для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург. Впоследствии река дала название и городу и торговому пути к нему. Через леса от Юхнова к Гжатску тянулись длинные караваны подвод, везущих пеньку и пряжу, медь и воск, меха и парусину, табак и муку. В Гжатске тюки перегружались на барки и отправлялись в столицу. Иногда отсюда в месяц уходило до 800 судов. 
В середине XIX века эту дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта стояли десятки деревень с постоялыми дворами, харчевнями и почтовыми станциями." [Геокешинг]


ДЕНЬ 1.

Встретившись в субботу утром на центральной улице Медыни, наша команда из 4 экипажей отправилась к началу Гжатского тракта. Въезд на тракт начинается недалеко от города Юхнов.








Гжатский тракт мою команду заинтересовал еще летом во время съемок фильма "1812 год. Право называться непобедимыми".

Мало где говорится, но тракт известен не только благодаря ожесточенным боям во время Великой Отечественной войны, но и тем, что в 1812 году Юхновский уезд был одним из немногих уездов, который так и не удалось
оккупировать Великой армии Наполеона. И все благодаря слаженным действиям юхновских ополченцев во главе с предводителем местного дворянства Семеном Яковлевичем Храповицким и партизанским отрядам Дениса Давыдова. 


В стороне от тракта находится восстановленный командный пункт Западного фронта. 

Когда готовилось наступление советских войск на Смоленск, сюда, к командующему фронтом генерал-полковнику Соколовскому приехал Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин. Обсудив с командованием Западного фронта предстоящую операцию, Сталин отправился подо Ржев, в штаб Калининского фронта. Это посещение двух фронтовых командных пунктов является единственным случаем выезда Верховного Главнокомандующего в действующую армию [Геокешинг].

Как и музей, к КП мы уже не попадали из-за задержки в Медыни. Фотографии привожу летние, сделанные мной во время летней разведки тракта. 



Во время войны здесь был возведен целый военный городок.











Поселок Новоуспенск (вроде как). Дальше асфальтовая часть тракта заканчивается.

Кстати, асфальтовая часть действительно имеет все признаки большого торгового тракта и представляет собой широкую и прямую как стрела дорогу. Дальше в лесу эта широкая дорога только угадывается.







Толя на Ниве. А наверху Виталик myroad

Гжатский тракт - это очень печальное место: вся местность буквально "звенит" наличием металла в почве. Знакомые рассказывали, как несколько лет назад прямо в колее выступили  человеческие кости - эхо минувших боев. 
Останавливаемся для того, чтобы пообедать и спустить колеса. 






И вот тут начинаются наши приключения. В анонсе я не зря написал, что за эти два дня у нас было столько форс-мажорных ситуаций, сколько не было ни в одной экспедиции.

Сначала, подъезжая к деревне, я почувствовал биение левого переднего колеса. Когда стал смотреть - обнаружил, что все гайки на диске полностью разболтались, хотя закручивал я их перед выездом хорошо. В итоге, на левом переднем колесе одну из пяти шпилек просто срезало, а колесо уже отделилось от ступицы.   

Делать нечего, приходится поддомкрачивать и затягивать. Проверяя остальные колеса, было обнаружено, что на всех колесах гайки не затянуты. Как их так разболтало - не знаю. После смены колес я их затягивал, да и потом еще перед самым выездом проверял.    




Рядом на привязи сидел маленький симпатичный щенок, и мой штурман решил дать ему кусок колбасы. Вернулся с прокушенным до кости пальцем. Зверюга оказался очень голодным и прихватил кусок колбасы вместе с пальцем.  Как так получилось? Почему он не захотел щенку кусок просто кинуть? И это при том, что человек много лет занимался дрессировкой овчарок и имеет огромный опыт в этом деле. Наваждение какое-то…

Вот этот зверь, который чуть не откусил моему штурману-оператору палец. 


После деревни дорога сначала вела через поля, а потом нырнула в лес. 








Первая лужа. Рядом есть объезд, которым мы с Ильей и воспользовались. Другим захотелось легкого всплеска адреналина. 








Фраза: "Рыбку не задави!", уже не выглядит как шутка. Этих мальков мы вытащили из протектора Нивы.




Так мы двигались с шутками и прибаутками, пытаясь найти по дороге следы боев. К сожалению, кроме грибов нам ничего не встречалось.






Колеи иногда встречались глубокие. 






Бампер у Нивки силовой, если чо :-)






Наших Дискариков спасает в таких случаях режим подвески "Экстендет". 



Чтобы добраться до братской могилы советских  красноармейцев, расположенной на берегу Угры, мы сворачиваем с тракта на неприметную лесную дорожку.   

Я вбиваю координаты этой могилы. 




Вскоре на ней стали появляться следы лесовозов, а через какое-то время мы попали в настоящую зону лесоповала. И здесь на переднее левое колесо ловит боковой порез Илья. 




Резина скорее всего на выброс.




Пневмодомкрат надувается от выхлопной трубы. Удобная вещь. Думаю, когда-нибудь взять себе такой. Только в вариации накачивания от компрессора, ибо в моем случае еще придется разориться  на разветвитель для двух выхлопных труб. 



Пока Илья с помощниками менял колеса, мы со штурманом пошли на разведку. Впереди была глубокая лужа с очень топким дном.  








Стали коллегиально принимать решение - нужно ли туда соваться. Некоторые члены команды не горели желанием затопить салон. Кроме того, кому-то первому нужно было как-то перебраться на другой берег, а лебедиться особо не за что. 

Тогда мы со штурманом решили прогуляться с навигатором до предполагаемого места братской могилы. Благо, что до нее было все 2 километра. 
Сразу скажу, что вернулись мы с пустыми руками. Местность очень заросла, навигатор нас упорно тянул обратно на другой берег, но брода в зарослях мы так и не нашли. 






Когда вернулись к машинам увидели, что наши товарищи уже развели костер, но не с целью ужина, а с целью разогнать комаров, которых, стоит сказать, в лесу было очень много. 
Начался дождь, стало быстро темнеть и мы приняли решение возвращаться на тракт и искать место для лагеря. 
Началась череда грязевых луж, которые мы сходу проскакивали. 

И тут опять начались приключения. Вот эта лужа не вызвала у меня опасение, что нельзя сказать о моем штурмане. Он предложил ее проверить, я же решил, что она такая же как все предыдущие. Сходу залетел в нее и… застрял.




Но машина увязла не до конца, поэтому в раскачку, дико насилуя двигатель и поднимая всю грязь со дна лужи, я все-таки выскочил на радость всем окружающим. Это, конечно, надо было видеть.
Вылетая из лужи, я наскочил левым колесом  на пень. В итоге: помятый диск, торчащий из него кусок пня и спущенное колесо. 






Под проливным дождем и уже в полной темноте снова приходится доставать домкрат и ставить запаску.
После этого было принято решение о незамедлительном поиске места по лагерь. 
Добравшись до болота, Илья с моим штурманом пошли проверять, имеет ли смысл его штурмовать в темноте, чтобы добраться до урочища Мякоты и ночевать там. 
Я остался в машине прямо на краю болота. К тому моменту, когда они вернулись назад, я уже сидел на пузе. За десять минут машина медленно, но верно погрузилась в болотце. Так что край болота - это понятие очень растяжимое. 
В общем, разбиваем лагерь прямо на краю этого болота, выбрав сухое место и кое-как загнав машины в кусты. 



Сушим вещи, ужинаем, травим байки. 





Продолжение следует.

Спасибо за фотографии Виталию myroad



Tags: 4x4, off road, Гжатский трактЪ, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments